Погружной привод нефтяного насоса
Описание погружного привода нефтяного насоса
В Российской Федерации, а также в других странах, занимающихся разработкой нефтяных месторождений, имеется значительный спрос на нефтедобывающие электроустановки, в частности, на погружные нефтяные комплексы.
Комплекс состоит из:
- нефтяного насоса,
- электродвигателя,
- гидрозащиты,
- преобразователя частоты, питающего кабеля.
Изготовлением электродвигателей для нефтяных насосов занимается ряд отечественных и зарубежных производителей, таких как Centrilift, Reda, Алнас, АО «Корпорация «ВНИИЭМ». Однако у современных погружных нефтедобывающих установок имеется ряд недостатков. Самый существенный недостаток – это значительные габаритные размеры погружных нефтяных комплексов. Из-за размеров возникают сложности при размещении погружных нефтяных комплексов в скважинах с повышенной кривизной или углом наклона, значительно увеличиваются затраты на транспортировку оборудования, его монтаж, эксплуатацию и ремонт.
По-прежнему остаются проблемы низкого уровня надежности устройства гидрозащиты, низкого срока службы электродвигателей, межремонтный период работы которых составляет около половины ресурса работы новых изделий, низкий КПД и cos α, что является причиной высокого удельного потребления электроэнергии.
Новое поколение погружных нефтяных комплексов должно устранить или уменьшить вышеперечисленные недостатки существующих систем электроприводов. Перспективными разработками должны быть решены следующие задачи:
- высокая производительность погружных нефтяных комплексов;
- минимальные габариты погружных установок, позволяющие эксплуатировать скважины со сложной геометрией ствола;
- малые материальные и энергетические затраты;
- возможность глубокого регулирования частоты вращения погружных нефтяных комплексов с оптимизацией режимов нефтедобычи;
- усовершенствование гидрозащиты.
Особенности конструкции высокоскоростного погружного электропривода
Погружные нефтяные комплексы весьма специфичны, так как эксплуатируются в тяжелых условиях окружающей среды. При работе они находятся непосредственно в скважине ограниченного диаметра в среде пластовой нефтесодержащей жидкости, температура которой достигает + 90°С, а внешнее давление на комплексы – 20 МПа. Пластовая жидкость содержит воду, химически активные соединения и абразивные примеси.
Анализ существующих конструкций погружных нефтяных комплексов отечественного и иностранного производства показывает, что наиболее слабым местом в данных электроприводах является гидрозащита. Несмотря на наличие самой совершенной гидрозащиты, в электродвигателях погружных нефтяных комплексов практически всех типов происходит замещение диэлектрической жидкости, заполняющей электродвигатель, пластовой жидкостью. Проникая в электродвигатель, пластовая жидкость разрушающе действует на пазовую и межвитковую изоляцию обмотки статора и подшипники.
В электроприводах при питании электродвигателей от высокочастотных преобразователей, расположенных на поверхности земли, и при больших длинах питающих кабелей при наличии высших гармонических могут возникать перенапряжения в обмотках статоров, что может привести к пробою межвитковой и пазовой изоляции.
При использовании высокоскоростных электродвигателей положительным фактором является снижение массогабаритных показателей привода и всего комплекса. Однако, вследствие этого, высокоскоростные электродвигатели имеют повышенную тепловую нагрузку, так как поверхность охлаждения у них существенно меньше, чем у серийных. Кроме этого, при высоких частотах вращения увеличиваются механические потери от трения «бочки» ротора об окружающую среду.
Во ВНИИЭМ разработан и изготовлен высокоскоростной погружной управляемый электропривод и комплексный стенд для испытаний комплекта погружного электропривода нефтяного насоса и его конструктивных узлов в условиях, приближенным к реальным. На рисунке изображена конструктивная схема погружного нефтяного комплекса.
С целью снижения массогабаритных показателей применен синхронный электродвигатель...
...
Электромагнитные подшипники, активный магнитный подвес
Описание и перспективные направления
АО «Корпорация «ВНИИЭМ» предлагает для газовой промышленности серийные системы электромагнитных подвесов роторов, а также:
- проектирование систем электромагнитных подвесов,
- изготовление и испытание комплектов электромагнитных подшипников,
- наладка и пуск в эксплуатацию,
- обучение специалистов компрессорных станций и авторский надзор.
АО «Корпорация «ВНИИЭМ» имеет «Разрешение на применение», «Сертификат соответствия», сертификаты соответствия на систему менеджмента качества по стандарту ISO 9001 и СТО Газпром на проведение указанных видов деятельности.
Буклет «АКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОДШИПНИКИ»
Опросный лист (русская версия)
Опросный лист (английская версия)
Перспективные направления развития технологии активных магнитных подшипников (АМП):
1. Транспорт
1.1 Разработка высокоскоростного транспорта, на основе применения линейных двигателей
1.2 Разработка высокоскоростного транспорта, на основе применения АМП
1.3 Разработка реактивных двигателей с применением АМП
1.4 Разработка системы старта летательных аппаратов, на основе применения линейных двигателей
1.5 Разработка МГД двигателей
2. Энергетика
2.1 Разработка высокоресурсных износостойких энергетических турбин, с применением АМП
2.2 Разработка электромагнитных тормозов для энергетических турбин и нагнетателей, с применением АМП
2.3 Разработка МГД генераторов
2.4 Разработка высокоэффективных ветрогенераторов, с применением АМП
2.5 Разработка инерционных накопителей энергии – механических аккумуляторов, с применением АМП
3. Станкостроение
3.1 Разработка высокооборотных шпинделей для станков, с применением АМП
3.2 Разработка высокоточных станин для станков с прецизионным позиционированием, с применением линейных двигателей
3.3 Разработка высокоточных и высокопроизводительных прошивочных и строгальных машин, на основе АМП
3.4 Разработка управляемых многокоординатных прецизионных опор на основе АМП
4. Другие отрасли
4.1 Разработка прецизионных опор для массивных объектов с особо точным позиционированием (например, опоры телескопов), с применением АМП
4.2 Разработка опор с АМП со сверхмощными электромагнитами и комбинированными магнитами
4.3 Разработка опор с АМП со сверхпроводящими электромагнитами
4.4 Разработка насосов с АМП
4.5 Разработка линейки универсальных независимых и совокупно управляемых опор с АМП для роторов, валов и осей машин и механизмов для систем с различными скоростными и нагрузочными режимами работы