Выбрать язык: Русский English
Электронасосы, электродвигатели и электроприводы  

Двигатели-маховики для систем ориентации космических аппаратов

Двигатели-маховики выполнены на основе управляемого моментного бесконтактного двигателя постоянного тока и предназначены для использования в качестве исполнительного органа систем ориентации и стабилизации средних и малых космических аппаратов (КА) с длительным сроком службы. Функции маховой массы выполняет ротор с постоянными магнитами, расположенными на максимально возможном диаметре, в двигателях-маховиках максимально снижены тормозные моменты. Электродвигатель обеспечивает реверсивное вращение ротора-маховика, его торможение, а величина создаваемого им вращающего (управляющего) момента при этом может плавно меняться в заданном диапазоне в соответствии с сигналом управления, подаваемым на вход двигателя-маховика.
Основные характеристики и габаритные размеры разрабатываемых ВНИИЭМ двигателей-маховиков приведены в таблице. Все двигатели-маховики предназначены для эксплуатации электромеханических блоков вне герметичного контейнера КА. ДМ и ДМБ имеют конструктивно обособленный электронный блок управления, размещаемый в герметичном приборном контейнере КА. В двигателях-маховиках ДМ1-20, ДМ5-50, ДМ10-25, предназначенных для малых КА, а также ДМ20-250 электромеханический и электронный блоки конструктивно совмещены. Эти двигатели-маховики имеют импульсный интерфейс (интерфейс сигналов управления ДМ и ДМБ - аналоговый). Все двигатели-маховики имеют встроенный датчик частоты вращения ротора, вырабатывающий N импульсов на один оборот ротора маховика. Электронные блоки ДМ, ДМБ, ДМ5-50 и ДМ20-250 построены по схеме холодного резерва каналов управления.

Двигатели-маховики ДМ в течение ряда лет успешно эксплуатировались на космических аппаратах "МЕТЕОР-3", "РЕСУРС", "ЭЛЕКТРО" (GOMS), КОРОНАС-ФОТОН. Двигатель-маховик ДМ1-20 используется в экспериментальной системе ориентации гидрометеорологического КА "Метеор-М" и системе ориентации университетского спутника "Татьяна-2".

Основные технические характеристики двигателей-маховиков для систем ориентации космических аппаратов

Параметры ДМ1-20 ДМ5-50 ДМ-10-25 ДМ14-1201 ДМ20-250 ДМ с БУДМ2 ДМБ
Диапазон изменения кинетического момента Н?, Нмс
1,0
5,0
10,0
14,0
20,0
19,6
29,4
Управляющий момент Му, мНм
20
50
25
120
250
250
350
Диапазон изменения частоты вращения n, об/мин.
65000
63500
66000
63000
61470
61100
61200
Число импульсов на оборот, N
36
36
36
72
56
960
960
Диапазон изменения напряжения питания Uпит., В
24…34
24…31
24…34
24…34
24…34
24…34
24…34
Максимальная потребляемая мощность, не более, Вт
15
31
31
65
70
70
100
Потребляемая мощность в установившемся режиме, не более, Вт
3
4
5
5,5
6
6
7
Масса, кг
1,4
3,8
4
6,3
11,5
10,8+2,93
13,8+3,73
Гарантийный ресурс, час
45000
50000
50000
50000
45000
20500
29930
Ресурс при эксплуатационной скорости (0,1…0,5)nmax, час
120000

1 – в процессе разработки.
2 - не выпускается в настоящее время, имеет аналог двигатель-маховик ДМ20-250/Т.
3 - масса двигателя-маховика ДМ с блоком управления БУДМ.

Сейчас разрабатываются двигатели-маховики ДМ1-20Ц, ДМ14-150Ц, ДМ20-250Ц, ДМ5-50Ц, которые имеют сопряжение с локальной бортовой сетью по протоколу ПИ232.

Габаритные размеры двигателей-маховиков, выпускаемых АО "Корпорация "ВНИИЭМ"

 

Контактная информация:

тел. (495) 366-76-11,

(495) 365-57-28

факс (495) 366-15-61

 
Новости ВНИИЭМ